Шет елде діни білім алудың қауіп-қатері жайында әңгімелесу
Беседа об опасности получения религиозного образования за рубежом
На фоне возрождения нетрадиционных псевдоисламских течений в Казахстане стала наблюдаться тенденция, дестабилизирующая социально-политическую обстановку.
Граждане, окончившие сомнительные зарубежные теологические учебные заведения, но не получившие базового религиозного образования у себя на Родине, набравшись идей "чистого ислама", начали возвращаться в Казахстан. Как обезопасить молодежь от опасного идеологического влияния, можно ли у себя в стране получить качественное теологическое образование ?
Действительно, среди определенной части казахстанской молодежи бытует мнение, что для получения религиозного образования необходимо поступать в зарубежные теологические (духовные) учебные заведения. Однако получение теологического образования за рубежом таит в себе большую опасность. Международные террористические группировки используют различные способы распространения религиозных экстремистских идей среди молодежи для привлечения в свои ряды как можно больше сторонников. Не успевшие освоиться на чужбине, не успевшие еще завести там друзей, не сформировавшиеся еще как личности молодые люди – отличные кандидаты для этого.
Отсутствие критического мышления, недостаточность в познании менталитета казахского народа, культуры и традиций послужило тем, что они так сказать, не успев укрепить фундамент, начали возводить этажи. Соответственно их наивностью, неразборчивостью в получении знаний воспользовались зарубежные псевдопроповедники, преследующие совсем другие цели, для которых религия всего лишь была ширмой, скрывающей их истинное лицо.
Таким образом, молодой человек, возвратившись после учебы на Родину, убежденный в своей правоте и своих религиозных воззрениях, непроизвольно начинает "учить" свое окружение "как надо правильно жить".
Разочаровавшись в отсутствии понимания среди своих близких, на следующем этапе он начинает искать понимающих его людей "на улице", где и существует наибольшая вероятность попадания его под влияние вездесущих исламистских радикалов.
Фактов радикализации граждан, получивших знания в учебных заведениях, в том числе в подпольных худжрах и марказах (курсы, школы), к сожалению, предостаточно. В качестве примера можно привести известных террористов Саида Бурятского, Саида Куаши, а также псевдосалафитских проповедников Ахмада Мединского, Надира Абу Халида и других. Таким образом, мы можем увидеть масштаб опасности, исходящей от, казалось бы, безобидного обучения религии за рубежом.
В итоге в таких условиях именно молодежь вследствие присущих ей психологических и маргинальных качеств, в первую очередь подвергается идеологическому влиянию со стороны зарубежных экстремистских центров.
В сложившейся ситуации наше государство основной целью поставило реализацию задачи по выработке иммунитета к враждебной идеологии как со стороны общества в целом, так и молодежи в частности.
В настоящее время в республике функционируют Египетский университет исламской культуры "Нур-Мубарак" и девять исламских медресе, одна православная и одна католическая духовные семинарии. Университет "Нур-Мубарак" готовит исламоведов, религиоведов и филологов, где преподают высококвалифицированные египетские и отечественные преподаватели.
В казахстанских вузах успешно осуществляется подготовка специалистов в области религиоведения и теологии на базе университетов КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова и так далее. Все программы обучения в этих учебных заведениях соответствуют требованиям Министерства образования и науки РК, и сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины.