БЕКІТЕМІН
Мектеп директоры _______Партицкий В.А.
«_____»___________ 2020 г.
Правила деятельности
психологической службы в организациях среднего образования
в организациях среднего образования
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении
психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) предупреждение дезадаптации обучающихся;
3) профилактику асоциального поведения обучащихся;
4) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
5) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) планирование коррекции конфликтных межличностных отношений.
1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) формирование банка данных о социально-медико- психологических службах;
3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.
№ | Направления работы | Программные действия | Вид работы (диагностический инструментарий) | Сроки | Предполагаемый результат | Контроль |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||
1. | Диагностическое | Готовность к обучению и общению у старших дошкольников
| Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе и КПП | Тест Йерасика Керна Комплексная диагностика | Октябрь, май | Выявление детей не готовых к обучению | Справка/ протокол | ||
Адаптация к обучению и воспитанию в новых условиях
| Диагностическое исследование родителей 5 класс | Тест по А.Захарову | Сентябрь | Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу | Справка/ протокол |
| |||
Адаптация к условиям ДОУ | Методика «Лист адаптации» | В течении года | Выявление дезадаптированных детей | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностика школьной дезадаптации (1, 5 класс) | Оценка уровня школьной мотивации (Н.Лусканова) | октябрь | Выявление дезадаптированных детей | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностическое исследование в 4-5 классах | Тест школьной тревожности Филлипса | Ноябрь | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей. | Справка/ протокол | |||||
Социометрия (Дж.Морено) |
| Октябрь, апрель |
|
|
| ||||
Диагностика аутодеструктивного риска у подростков (уч-ся и родители 5-9 классы) | Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе» , «Самооценка психических состояний» (Айзенка), Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) Личностный опросник ИСН Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик Личностная тревожность в 5-9 классах Методика Ч.Д.Спилбергера | Октябрь-ноябрь | Выявление группы аутодеструктивного риска среди подростков, стиль родительского поведения в воспитании подростков | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностическое исследование родителей 4 класса
| Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М | Ноябрь | Профилактика агрессивности ребенка | Справка/ протокол |
| ||||
Особенности интеллектуального развития воспитанников и обучающихся | Диагностическое исследование удовлетворенности общением и своим положением в обществе в 5- 9 классах | Опросник | Ноябрь | Выявление проблем межличностных взаимоотношении с друзьями, одноклассниками, родителями и учителями. | Справка/ протокол |
| |||
Тип темперамента в 5-9 классах | Анкетирование | Ноябрь | Выявление типа темперамента | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностика уровня развития памяти (1-4 классы) | Методика "Определение типа памяти", "Изучение логической и механической памяти" | Сентябрь | Развитие памяти | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностика уровня развития внимания (1-4 классы) | Методика Мюнстберга | Сентябрь | Развитие внимания | Справка/ протокол |
| ||||
Психодиагностика интеллектуального развития 9 класс | Тест Айзенка IQ | Январь | Определение уровня интеллектуального развития | Справка/ протокол |
| ||||
Диагностика детей миницентра и КПП | Методики: «Вырежи фигуры», «Дорисовывание фигур», «Мисочки», «Рисунок человека» | Октябрь, май | Определение уровня самооценки, межличностного общения, мелкой моторики руки | Справка/ протокол |
| ||||
Психодиагностика интеллектуального развития 1 класс | Методики: «Запомни картинки», «Четвертый лишний», «10 слов», «Сюжетные картинки», «Найди отличия». | Октябрь | Определение уровня интеллектуального развития | Справка/ протокол |
| ||||
Психодиагностика интеллектуального развития 2-4 классы | Методика определения уиственного развития Замбацявичене Э.Ф. | Октябрь, май
| Развитие интеллекта | Справка/ протокол | |||||
|
Мотивация и успешность обучения обучающихся | Диагностика успешности обучения (КПП) | Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова | Ноябрь | Определение уровня мотивации | Справка/ протокол | |||
Диагностика успешности обучения (1-4 классы) | Анкета «Мое отношение к учению» | Ноябрь | Определение уровня мотивации | Справка/ протокол | |||||
Диагностика успешности обучения (5-9 классы) | Опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» | Ноябрь | Определение уровня мотивации | Справка/ протокол | |||||
| Личностное и эмоциональное развитие обучающихся | Диагностическое исследование акцентуации характера в 5-9 классах | Г. Шмишек | В теч.года | Определение характерологической акцентуации подростка. | Справка/ протокол | |||
Эмоциональная напряженность подростков и старшеклассников в 5-9 классах | Диагностическое исследование по анкете | Декабрь | Выявление эмоциональных проблем учеников | Справка/ протокол | |||||
Диагностика эмоционального и личностного развития (ДМЦ, КПП) | Методики: «Лесенка», «Вырежи фигуры», «Подели игрушки» | Январь | Выявление эмоциональных и личностных проблем воспитанников | Справка/ протокол | |||||
Диагностика самооценки
| Методика исследования самооценки Дембо- Рубинштейна | Январь | Выявление эмоциональных и личностных проблем воспитанников | Справка/ протокол | |||||
| Профессиональное самоопределение школьников | Диагностика по профориентации в соответствии с программой «Моя профессия» | анкета “Профессиональные намерения” краткий ориентировочный тест опросник Айзенка тест “Карта интересов” опросник Е.А.Климова тест “Профессиональный тип личности”(Голланд) Диагностика типа мышления и типа общения характерологическая анкета; анкета «Изучение настойчивости» опросник профессиональных предпочтений Дж.Голланд Методика «Художник и мыслитель» | В течении года по программе | Оказание помощи в выявлении профессиональных предпочтений и определение своих жизненных планов и в соответствии с ними выстраивание алгоритма действий. |
| |||
| Межличностные взаимоотношения в образовательном учреждении | Сплоченность в классе в 5-9 классах | Тест определения сплоченности
| Январь | Выявление степени удовлетворенности школьной жизнью, конфликтность в класс,. | Справка/ протокол | |||
Диагностика межличностных взаимоотношений | Социометрическая игра «Секрет» (КПП и ДМЦ) | Январь | Изучение психологического климата в группах | Справка/ протокол | |||||
Диагностика межличностных взаимоотношений (1-9 классы) | Социометрия (Дж.Морено) | Октябрь, апрель | Изучение психологического климата в группах | Справка/ протокол | |||||
| Развитие творческих способностей школьников | Диагностика развития творческих способностей и одаренности (педагоги) | Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч (5-9 кл.) Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (КПП-4 кл. 5-10 лет) | Сентябрь | Изучение способностей и одаренности | Справка/ протокол | |||
Диагностика развития творческих способностей и одаренности (8-9 кл.) |
Диагностика уровня сформированности ОУН | Сентябрь | Изучение способностей и одаренности | Справка/ протокол | |||||
Диагностика развития творческих способностей и одаренности (1-4 кл.) |
Прогрессивные матрицы Равенна | Октябрь | Изучение способностей и одаренности | Справка/ протокол | |||||
Диагностика развития творческих способностей и одаренности (КПП-9 кл.) | Тест Гилфорда (модифицированный) | Ноябрь | Изучение способностей и одаренности | Справка/ протокол | |||||
| Взаимодействие семьи и школы | Диагностика семейных отношений (КПП, 1-4 классы) | Методика «Рисунок семьи» (Венгер А.Л.) | Декабрь | Изучение семейной атмосферы | Справка/ протокол | |||
Диагностика семейных отношений (родители 5-9 классы) | Опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» | Ноябрь | Изучение семейной атмосферы | Справка/ протокол | |||||
Диагностика семейных отношений ( 5-9 классы) | Опросник «Анализ семейной тревоги» | Февраль | Изучение семейной атмосферы | Справка/ протокол | |||||
| Психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса в
образовательном учреждении | Диагностика успешности учителя | Анкета «Учитель-ученик» – Рогов Е.И. | Март |
| Справка/ протокол | |||
Диагностика успешности учителя | Тест «Успешность учителя»Т.В.Морозова | Март | Выявление тенденции к стилям педагогического общения | Справка/ протокол | |||||
Диагностика особенностей личности учителя | Тест «Умеете ли вы слушать?». Овчарова Р.В. | Март | Выявление индивидуально-типологических особенностей личности учителя
| Справка/ протокол | |||||
Диагностика мастерства учителя в ходе аттестации | Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д. Спилберг, модификация А.Д. Андреева) | В период аттестации | Оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе аттестации
| Справка/ протокол | |||||
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
| – Анкета для учащихся – Анкета для учителей – Анкета для родителей Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. | Март | Оценка психологических условий школьной образовательной среды | Справка/ протокол | |||||
2. |
Коррекционно-развивающее | Программа цикла «Развивающие игры» КПП Коррекционно-развивающая программа «Первоклассники» | Игры, упражнения | Сентябрь-октябрь | Развитие различных психических процессов, успешная адаптация к школьной среде | Протокол |
| ||
Занятия по программе «Сказка-ложь, да в ней намек…» (2-4кл) | Коррекционно- развивающие , тренинговые занятия | В теч.года | Обретение уверенного поведения, формирование личностных качеств младших школьников | Протокол |
| ||||
Коррекционные занятия с детьми с ЗПР (программа) | Игры, упражнения | В течении года | Психокоррекция детей с задержкой развития | Протокол
| |||||
Коррекционно-развивающая программа «Я-пятиклассник»» | Тренинговые занятия | В течении года | Обретение уверенного поведения, формирование личностных качеств и успешная адаптация к среднему звену | Протокол | |||||
Коррекция сферы межличностных отношений в старших классах (6-8 кл) | Упражнения, игры | В течение года | Улучшение межличностных отношений | Протокол |
| ||||
Коррекция сферы профессионального самоопределения в 8 классе по программе «Моя профессия»» | Беседа, деловая игра, Тренинговые занятия | В конце 1-го и 2-го п/г | Осведемленность ученика о своих способностях, его склонности и возможности | Протокол |
| ||||
Коррекционно-профилактическая работа с учителями по программе «Путь к учению» | Психодраматические упражнения | В течении года | Уменьшение психического напряжения | Протокол |
| ||||
|
| Программа коррекционных занятии с подростками «группы риска» | Программа «ВЫБОР» с группой риска | В течении года |
| Протокол |
| ||
Программа «Формула успеха» 4 класс
| Психологические тренинговые занятия при подготовке к ВОУД | В течении года |
| Протокол |
| ||||
День психологии «Я в мире и мир во мне» | Психологические тренинги, игры, акции… | Декабрь | Формулирование навыков конструктивного общения | Протокол |
| ||||
Дистанционная олимпиада по психологии | «Первые шаги в науку» | Февраль | Развитие логического мышления, коммуникативных навыков |
|
| ||||
3. | Консульта ционное | Индивидуальные консультации с детьми | Консультирование | По мере обращения | Нормализация психического здоровья учащихся |
|
| ||
Консультирование педагогов 1 класса по проблеме адаптации к школе | Лекция | Октябрь | Повышение уровня психологической компетенции |
|
| ||||
Консультирование педагогов 4 класса по проблеме адаптации к среднему звену | Лекция | Май | Повышение уровня психологической компетенции |
|
| ||||
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка | Беседа | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетенции |
|
| ||||
Консультирование педагогов по вопросам воспитания и развития ребенка | Беседа | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетенции |
|
| ||||
Психологическая помощь первоклассникам и КПП в адаптации к школьной среде | Игры, упражнения
| В течение года
| Адаптация к новым условиям
|
| |||||
Республиканская акция «Безопасная школа»
|
Флешмобы, конкурсы рисунков, родительское собрание
| Август-сентябрь | Обеспечение безопасности детей в организациях образования |
| |||||
|
| ||||||||
Республиканские родительские конференции по программе «Казахстанские родители 21 века: Стань примером своему ребенку» | Родительские собрания | Сентябрь-октябрь | Оказание психологической помощи в вопросах воспитания и обучения |
| |||||
Декада психологического здоровья
| «Мен мықты болсам – Қазақстанда мықты» («Здоровый Я – здоровый Казахстан»).
| Октябрь
| Создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни через интерактивные методики | План Протокол | |||||
|
| ||||||||
Предупреждение осложнений при переходе в среднее звено | Рекомендации
| Сентябрь, май | Адаптация к новым условиям | Протокол
| |||||
4. | Просветительско-профилактическое
| Программа«Элементы полового воспитания школьников» | Круглые столы, род.собрания, анкетирование | В течение года | Профилактика ранней беременности | Протокол | |||
Психологическая программа для родителей «Родительский университет» | Тренинг родительской эффективности | В течении года | Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании Детей Повышение уровня родительской компетентности | Протокол |
| ||||
Неделя профилактики аутодеструктивного риска у подростков
| Детско-родительские тренинги, собрание | Октябрь-ноябрь | Психологическая превенция аутодеструкции поведения, развитие стрессоустойчивости, адаптационных резервов личности | Протокол |
| ||||
Психологическая программа для педагогов школы «Путь к учению» | Круглые столы, тренинги | В течение года | Изучение психологической культуры педагогов; снижение эмоционального напряжения у педагогов; оказание психологической методической помощи | Протокол | |||||
| Педсоветы | «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.»
Адаптация учащихся КПП, 1, 5 классов
«Профилактика неуспеваемости школьников.»
«Методы мотивации познавательной деятельности....»
«Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов» | Продуктивная игра
Тематическое сообщение
Деловая игра
Практикум
Тренинговое занятие | Август
Ноябрь
Январь
Март
Май | Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках. Знакомство с результатами адаптации 1-ов и 5-ов Выявить основные причины неуспеваемости детей и способы решения данной проблемы; Способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики в учебно-воспитательном процессе. Отработать профилактические навыки по восстановлению здоровья | Протокол
Протокол
Протокол
Протокол
Протокол
| |||
Методическое | Планирование деятельности | ОМ | Сентябрь | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Планы | ||||
5 | |||||||||
Планирование и разработка развивающих занятий | ОМ | Сентябрь | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Планы, программы | |||||
Заполнение Индивидуальной карты психолого-педагогического статуса ученика | ОМ | Сентябрь | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Психологическая карта | |||||
Подготовка диагностического инструментария | ОМ | Сентябрь | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Бланки, справки… | |||||
Подготовка материалов к совещаниям, ПМПК | ОМ | Сентябрь-май | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Разработки, характеристики, представления | |||||
Подготовка к групповым консультациям | ОМ | Октябрь-май | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Бланки, справки, стимульный материал | |||||
Разработка рекомендаций для родителей | ППР | В течении года | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Рекомендации | |||||
Планирование и разработка развивающих занятий | ОМ | март | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Планы, программы | |||||
Организация процесса сопровождения детей и семей различных категорий | ППР | В течении года | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Справки | |||||
Подготовка диагностического инструментария | ОМ | В течении года | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Бланки, справки… | |||||
Анализ и оформление диагностик, психологических папок. | ОМ | В течении года | Принцип системности | Документация | |||||
Подбор материалов и оформление информационного стенда для родителей и педагогов | ОМ | В течении года | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. | Просветительский материал | |||||
Работа в интернете, подбор и обработка информации | ОМ | В течении года |
|
| |||||
Участие в семинарах, конференциях школьных психологов. | ОМ | В течении года |
| ППО | |||||
Работа по теме самообразования «Влияние арттерапии на развитие дошкольников» | ППР | В течении года | Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе. Самообразование | Результаты исследования | |||||
6 | Социально-диспетчерское | Ос Осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) Формирование банка данных о социально-медико- психологических службах
|
| В течении года | Решение проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов | Протокол | |||
|