«Книга – наш друг»
(библиотечный урок для начальных классов)
Цель: приобщение детей к чтению и формирование бережного отношения к книге.
Задачи.
- Расширить кругозор, используя материалы познавательного характера.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к книге.
- Корригировать мышление, память и внимание.
Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания, карточки- пазлы, видео загадки по сказкам, видео викторина.
Ход библиотечного урока:
Библ.: - Здравствуйте ребята! Хочу начать наш урок с загадки:
(вывести слайд на урок)
Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
(книга)
А теперь послушайте меня внимательно.
Библ.: Ребята! Как вы думаете, о каком чуде я говорила? Правильно, ребята, речь идет о книгах, тема нашего урока: «Книга – наш друг»
(вывести тему на экран)
- Что же такое книга? (ответы детей)
Итак, книга – печатное произведение в виде переплетённых листов бумаги с каким - нибудь тестом и иллюстрациями (вывести слайд на экран).
У нас с вами сегодня урок, посвященный книгам, чтению и, конечно, библиотеке. Библиотека – это дом, где живут ваши добрые и верные друзья – книги. Дом этот не простой, а волшебный. Он хранит множество тайн и интересных историй. Побывав в библиотеке, вы можете вместе с Золушкой попасть на сказочный бал в королевский дворец, вместе с Буратино найти золотой ключик и открыть им волшебную дверцу, вместе с доктором Айболитом отправиться в Африку. Бесконечное множество увлекательных приключений и путешествий ждет вас в этом доме.
Дети, вы все были в школьной библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. Есть книги необходимые человеку для работы.
- Расскажите, у кого дома есть книги и какие? (Ответы детей)
- А кто читает эти книги? (Ответы детей)
То есть бывают книги для детей и для взрослых. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какие еще бывают книги.
Взгляните на все эти книги (оформить выставку). Вот эти, например, сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций и для удобства сделаны вот такие плотные обложки.
Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей.
А ещё какие бывают книжки? (Показать книжки- малышки).
- Правильно еще бывают книжки-малышки.
- Почему же они «малышки», если некоторые из них совсем не для малышей? (Ответы детей)
- Правильно, сами книжки маленькие, маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие? (Ответы детей)
А знаете ли вы, какие книги помогают нам учиться ? (Ответы детей)
- Ребята, а как называют книжки, которые помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.) Есть такие в нашей библиотеке?
Ребята, посмотрите, у нас еще есть книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии.
- По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, рассказы, стихи и сказки. Мы с вами поговорили про книги и их огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит. Но, чтобы книги долго жили, нужно что делать? (ответы детей). Правильно беречь книги!
А теперь, ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Две книжки»:
Ведущий. Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1 книжка. – Ну, как твои делишки?
Ведущий. Одна спросила у другой.
2 книжка. – Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1 книжка. – Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Ни как – нибудь, а на «отлично».
2 книжка. Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий. В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки,
Какой ты ученик.
Скажите, ребята, разве можно плохо обращаться с книгами? (ответы детей)
- А, давайте-ка все вместе вспомним и назовём правила обращения с книгой! Кто может прочесть? (вывести слайд на экран)
Не читать книгу во время еды!
- Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы послушали загадки (вывести загадки на экран):
Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это …
(Доктор Айболит)
Попала в болото ли
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной.
(Царевна – Лягушка)
Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла. (Золушка)
- Ребята, как вы поняли, мы начнем с вами наше путешествие, конечно же, в Страну сказок.
Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? (ответы детей)
Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства.
Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в викторине по сказкам
(1 видео Викторина) (скачать с интернета)
- Читали вам или читают сказки ваши родители? (ответы детей)
- Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, только самому лучшему.
Физминутка. (включить весёлую музыку)
А теперь, ребята, я предлагаю вам проявить свои знания и смекалку и поучаствовать еще в одном задании. Задание называется «Найди пару». Я вам предлагаю пазлы с изображением сказочных героев, а вы собираете их по парам.
Выдать заготовленные пазлы и вызывать всех желающих по очереди.
- А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о сказках и сказочных героях.
(2 видео Загадки) (скачать с интернета)
Ребята, почтальон принёс сегодня несколько телеграмм. Отгадайте, кто их нам прислал.
(Колобок. Из русской народной сказки).
2.« Спасите! Нас съел серый волк!»
(Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
3.«Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».
(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
4.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Иванушка из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
Самовар себе купила и гостей всех напоила,
Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».
(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского « Муха Цокотуха».)
- Вот и подходит к завершению наш урок. Мы сегодня с вами так много говорили о книгах, отвечали на вопросы, отгадывали загадки и давайте с вами подведём итог – для чего нужны книги (ответы детей).
И как нужно с ними обращаться (ответы детей)
Молодцы!!! Ребята, мне очень приятно, что вы много читаете и с лёгкостью ответили на все заданные вопросы и выполнили все задания.
У меня для вас небольшой подарок - это закладка для книг с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с
книгами.
А закончить урок я хочу такими строками: (вывести слайд на экран)
Ребята, у вас на партах лежат по два смайлика - грустный и весёлый. Я предлагаю вам выбрать смайлик по вашему настроению после урока. Грустный смайлик- не понравилось занятие, весёлый – понравилось!
Всем спасибо за урок! (вывести последний слайд на экран)